Teacher's Pet — любимчики учителей
24 Сен 2010
Teacher's Pet — любимчики учителей

Наверняка, уважаемые учителя, вы и сами прекрасно знаете прописные истины, о которых я собираюсь говорить. Но, нисколько не ставя под сомнение ваши профессиональные качества, призываю вас прочитать эту статью до конца.

А речь в ней пойдет о любимчиках учителей. Ясно: если есть любимчики, всегда найдутся и «нелюбимчики». Конфронтация этих двух лагерей, которая создается вашими, между прочим, стараниями, и есть проблема, о которой мы поговорим.

Истина № 1. Чувство справедливости у детей обострено до предела. Они чутко ощущают отношение учителя и к себе, и к другим ученикам. Детей всегда ранит, когда к ним относятся не так, как им бы хотелось. И часто негатив в отношении ученика к учителю связан с тем, что ребенок недополучает от педагога внимания и не видит адекватной оценки своего труда. Потому что оценка — это дело совести, интеллекта и компетентности учителя. И адекватность оценок зависит, прежде всего, от профессиональных и человеческих качеств самих педагогов.

Истина № 2. Мудрый учитель не должен выделять любимчиков (хотя само по себе слово «должен» мне не нравится, но в данном случае без него не обойтись). Мудрый учитель старается всех понять. Это сложно, потому что учитель — обычный человек и имеет право на собственное отношение к чему бы, и к кому бы то ни было. Вызвать стойкую неприязнь или наоборот, стать фаворитом у учителя может кто угодно, причем по причинам, непонятным порой даже самому педагогу.

Дети, носящие имя, которое вам нравится, вызывают к себе более позитивное отношение по сравнению с теми, чьи имена вы подсознательно не воспринимаете. Это вполне субъективная причина, с которой легко справиться. Другой случай: ученик на уроке сознательно провоцирует вас на разговор, иногда по теме предмета, иногда — выходя за ее рамки. Чтобы преодолеть невольно возникающее при этом раздражение, вы должны достойно и терпеливо выслушать ученика и дать ему ответ.

В сознании любого учителя существует образ идеального ученика, потенциального кандидата в любимчики. Нарисовать его можно такими штрихами: ученик открыт к общению, обучению и сотрудничеству, стремится к знаниям, в меру дисциплинирован, обладает рядом положительных личностных качеств. Такой ученик дает учителю возможность чувствовать удовлетворение от затраченных усилий. Детей, хоть как-то приближающихся к этому идеалу, учитель воспринимает как «удобных» учеников и хороших людей, чаще их спрашивает, активнее поддерживает, сам не всегда это осознавая. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает им, будучи твердо убежденным в своей объективности.

Задать себе вопрос: «Почему я благоволю именно к N, а другие, недисциплинированные и конфликтные дети меня раздражают и не устраивают?» — под силу не каждому. Потому что такое отношение вполне логично. Учителю, как и любому живому человеку, присущи разные чувства, и осуждать его за то, что ему кто-то из учеников нравится больше, а кто-то вызывает негативные эмоции, не стоит. Другой вопрос — имеет ли право учитель открыто демонстрировать свою симпатию, ставя хорошие отметки за заведомо слабые знания? Как минимум, такое поведение свидетельствует о его непрофессионализме. Потому что эталоном в отношении учителя к ученикам является нейтралитет, но — обязательно заинтересованный, неравнодушный.

Другое дело — такая категория любимчиков учителей, как «блатные» дети... Они могут не тянуться к знаниям, не отличаться дисциплинированностью, — это вынужденные любимчики, любимчики «по необходимости». Как быть в этом случае — дело совести каждого из вас.

Школьники бурно реагируют на подобные ситуации, жалуются друг другу на форумах, обсуждают эту проблему со всей серьезностью, свойственной их максимализму. Вот несколько выдержек из Сети:

  • А у нас в основном хорошие учителя... Но есть и «противные»... Был такой случай в третьем классе, когда я перешла в новую школу. Классной руководительницей у нас была некая NN. А у одной девочки в классе отец был владельцем сети ювелирных магазинов. И, разумеется, NN молниеносно подружилась с их семьей. Эта девочка, Сашенька, всегда получала исключительно пятерки, и даже когда она «плавала» у доски, NN ее, бедненькую, вытягивала. Ее класс хоть как-то терпел. Но когда другая девочка радовалась, что первый раз в жизни полетит за границу, Сашенька зевнула и сказала: «Да ну, Турция, чего тут особенного... Меня она жутко достала, мы туда каждые выходные ездим...». Я, конечно, в 9 лет не особенно много понимала, но все равно узнала, как обидно, когда другого поощряют ни за что!
  • Учителя разные: некоторые ставят хорошие оценки тем, кто действительно хорошо учится. Для них не имеет значение личное отношение к ученику. А некоторые, наоборот, делят класс на «сословия» и ставят хорошие оценки только определенным ученикам. Другие, сколько бы ни старались, все равно получают плохие оценки.
  • Я считаю, что нужно оценивать с позиции знаний ученика, а не отношения к нему. Бывают разные учителя и разные ученики, но с моей точки зрения совершенно неправильно — снижать оценку из-за личных отношений. Все-таки в школу мы приходим, чтобы чему-нибудь научиться. Совет: если учитель начинает снижать оценки из-за того, что между вами произошел конфликт, надо сказать это завучу, директору и т.п.
  • Мне кажется, что отношения между учениками и учителями не должны иметь значение при оценке ваших знаний. Одну мою одноклассницу после того, как она пыталась стать любимицей, все учителя стали презирать.
  • Раньше я не могла построить хорошие отношения с учительницей. И как бы я ни старалась, пятерок получить не могла. Однажды моя мама не выдержала и поговорила с ней — и почему-то хорошие оценки полились рекой! Неужели я поумнела?!
  • Однажды я сказала учителю, что она ошиблась. Учительница подняла дикий ор, и в итоге я получила оценку за проверочную на балл ниже! И мне это теперь припоминают каждый урок, что глупо с ее стороны.
  • У некоторых учителей есть любимчики. И есть ученики, которых они не любят. Например: у нас в классе есть мальчик, которого учительница по истории обычно всегда выгоняет из класса. А у моей подруги из параллельного класса по информатике достаточно злая учительница, которая с ней очень хорошо ладит и ставит ей хорошие оценки. Вот такие они — эти учителя! Но некоторые ученики сами заслуживают такого обращения, например, если не слушают на уроке.
  • А у нас одна девочка в классе подлизывается к учителям, но это ей ничем не помогает.
  • Если отношения хорошие, то, соответственно, оценки лучше. Если учитель вызовет ученика, у которого с ним отношения хорошие, учитель будет с ним более любезен, даже будет ему помогать. А если он вызовет человека, с которым почти незнаком и ничего о нем не знает, то отношение будет более жесткое. А если ученик чувствует негатив, то он поневоле начинает теряться и делает ошибки.
  • Чем лучше отношения с учителем, тем лучше оценки у ученика. Чтобы оценки были хорошие, надо обязательно слушать училку или просто подлизываться к ней.
  • Я думаю, что учителя не равнодушны ко всем, так как у каждого человека есть свои вкусы и каждый имеет право относиться как-то по-особому. Я не уверена, что это хорошо в школе, ведь обидно, когда твоя подруга и ты написали работу одинаково, но у тебя оценка ниже.
  • Очень часто бывает, что учителя предвзято относятся к некоторым ученикам, принципиально завышают или занижают им оценки. С этим бороться очень сложно. Тут важны самые первые моменты знакомства с учителем — как себя перед ним поставишь, на такую оценку можешь и претендовать. Поэтому нужно, по крайней мере, уважительно относиться к учителю и предмету, ведь учителя не такие уж и монстры, они не станут просто так занижать оценки. Если делаешь все исправно, стараешься — в «любимчики» тебя, а коли наоборот — все сразу понятно, и отношение учителя к тебе совсем другое.
  • Если честно, то учителя должны смотреть на ученика с профессиональной точки зрения. Но очень часто учитель может снизить оценку только из-за того, что ты ему не очень нравишься! Но это же неправильно! А еще бывают учителя, которых можно подкупить ради пятерки. Учитель не должен брать деньги...
  • Была у нас контрольная, и математичка мне 2 влепила... сразу, блин. До этого у меня по математике никогда 2 не было. Я стала разбираться, подошла к одной девчонке (любимице), сравнила работы... оказалось, у меня только 1 задание неправильно было, остальное все так же. У той стоит 5, а у меня 2. Пошла и кинула ей эти 2 тетради на стол и сказала, мол, что это значит? Она что-то пыталась там промычать, но не получилось, доказательство лежало на столе. Со злой мордой поставила мне 4ку... потом все 2 года грызла меня... лошадь, блин.
  • Терпеть их не могу, любимчиков, и учителей, которые выбирали себе любимчиков. Никогда не стремилась попасть в «любимчики», потому что видела, как к ним относились одноклассники, и такого отношения к себе не хотела, да и какие-то поблажки со стороны учителей мне были не нужны.
  • Меня наша бывшая классная любила. Неприятно, если честно, осознавать, что будь на моем месте кто-то другой — оценка была бы совсем другая... Я люблю хорошие отметки, но мне от них весело только когда они заработаны.
  • Никогда не лезла в милость к учителям... говорила с ними на равных. Учителя должны поощрять старания учеников, но не до такой степени, чтобы выделять кого-то из них в свои любимчики.
  • Одной нашей учительнице мы по окончании школы подарили на выпускном вечере открытку с таким вот текстом: «Самой НЕлюбимой, НЕуважаемой и НЕсправедливой учительнице на свете». Она это заслужила...

Эти цитаты подтверждают невольно заявленную нами аксиому, что предвзятостью грешат ВСЕ учителя. Но одни это осознают и пытаются как-то переломить ситуацию. Большинство же над этим даже не задумываются. Если мы хотим исправить такое положение вещей, начинать надо прежде всего с себя. И единственный рецепт здесь — толерантность в отношении к каждому школьнику, а также самоконтроль и трезвый анализ собственного поведения. Других рецептов нет и быть не может.

Материалы по теме

Статьи по теме

8 комментариев

no guest photo

Гость

15.03.2009 15:41:39 #

		
ха-ха... у нас тогда случай вообще уникальный.... школа частная, впринципе классная, да только всеобщих любимиц две: одна из них обожает поиздеваться над учителями в лицо им, а они это глотают, им хоть плюй в глаза - божья роса, особенно измывается над нашим учителем, нашим класруком и школьным завучем одновременно... на его месте за такое отношение я б ее уже 100 раз со школы вышвырнул... Тем более что желающих поступить в школу на ее место, несмотря на 10 клас, кризис и частность школы, все равно хватает... сдается мне она - одна из блатных, так как, к знаниям она, ну явно, не тянется...
Вторая тоже экземпляр любопытный - появлялася в школе день через десять до последнего времени, щас стала чаще ходить... А я за год всего 3 дня не пришел и оценки у меня ниже чем у этой парочки... Притом у нас как бы Болонская б.дь система! Мне за одну такую посещаемость по всем предметам должно быть 10-11 а по трем-четырем все 12!!!
ответить

	

Алексей Словин

27.04.2009 14:58:25 #

		
А чего вы ожидали? За у мизерную зарплату преподам, и те мизерные права, чтобы они еще не обладали человеческими слабостями? ответить

	
no user photo

007

16.09.2009 12:52:59 #

		
Соловин А., сейчас в школе учителей перебор! Зачем лесть за мизерную зарплату в школу? И ломать психику детей? Вперед - продавцом, бухгалтером, водителем трамвая! Подальше от детей! ответить

	
no guest photo

Olya

23.12.2009 22:55:20 #

		
Мда....вот у моей младшей сестры та же ситуация в классе(3 класс)
Учительница постоянно выделяет в классе одну и ту же девочку N, нахваливая и ставя лишь отличные оценки, в то время как особыми дарованиями от других детей она не отличается! Вот и сестра всегда старалась, занималась, сейчас заметила что желание у ребенка совершенно отпало, а на мои недоумения отвечает:
"Зачем же я буду стараться, если мне оценку все равно выше чем у N не поставят и учитель меня не похвалит!"
Думаю таким преподам действительно необходимо задуматься над своим поведением, так они должны наоборот вызывать интерес к учебе, увлекать ребенка, а не наоборот!!!!!
ответить

	
no user photo

NNNN

29.03.2010 18:09:07 #

		
Как зарекомендуешь себя такое и отношения. Полностью согласна с образ идеального ученика так как на уроки своей любимой училке веду себя так и являюсь ее любимчиком))На любовь других учителей не претендую так как отношусь к ним плохо и часто выражаю это внешне.Люблю только заслуженные оценки и считаю что учитель не должен ставить оценки по первому мнению. ответить

	
no user photo

Лиза

27.09.2010 22:26:22 #

		
А вот мой самый любимый ученик отличником не был. И вообще, крови мне попил достаточно, однако уже много лет прошло, а мы дружим. Когда сегодняшние детки спрашивают, кого из них я больше всего люблю, я отвечаю, что этот человек выпустился 17 лет назад. ответить

	
no user photo

Lubaxa

04.10.2010 16:56:29 #

		
По моему, сейчас мало кто приходит в школу учиться. Всех интересует общение и крутизна мобильников, из-за которых некогда слушать на уроках учителей. А когда нужно показать знания, то их, практически нет. или они настолько отрывочные, что не за что ставить нормальную оценку. А кто в этом виноват? Конечно, УЧИТЕЛЬ. Так работает сейчас образование. А когда же ученики будут ходить в школу за знаниями? ответить

	
no guest photo

Лера

08.10.2010 15:46:55 #

		
Люди.МОжете чтонибудь посоветать?!В младших классах меня любила классная преподавательница,а сейчас ненавидит.И всё началось из за того что я списала домашнее задание из ГДЗ.Вот теперь она на меня окрысилась.И ставит мне 3 и 2.Я всё это рассказала маме.НУ типо намёком на то что бы она перевела меня в другую школу.Только мама поступила на оборот.Она взяла и нанела мне репетитора по этому предмету,который ведёт классный преподаватель.Вот как мне вернуть прежние отношения с преподом?!Пожалуйста ребят,подскажите. ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.