К нам в редакцию пришло письмо, которое попросили опубликовать анонимно:
У нас в школе учительница ставит оценки очень странно. Она может поставить пять только за то, что одноклассник два слова еле связал. Она говорит, что для него – это уже очень хорошо. А мне ставит 4, потому что мой правильный ответ для меня – это нормально!!!
Из-за этого получается, что у тех моих одноклассников, у которых знания хуже или их почти нет по предмету, оценки выше чем у меня или любого другого нормального ученика!
Поэтому я хотела попросить, чтобы вы рассказали как добиться справедливости. Скажите, есть ли у нее такое право, ставить оценки по каким-то своим непонятным критериям? Ведь оценка же имеет какие-то свои разграничения? Кто-нибудь уже сталкивался с такой ситуацией.
Комментарий «Планеты школ»
Прежде чем рассказать об оценках и правах, хотелось бы сказать несколько слов в защиту учителя. Мы думаем, что преподаватель ставит такие оценки исключительно из хороших побуждений, стараясь использовать индивидуальный подход и мотивацию. То есть «слабый» ученик в следующий раз опять постарается выучить урок и ответить, а «сильному» вроде бы должен быть стимул лучше готовиться тоже.
Но...
К сожалению, а может, и к радости, оценки не учитывает индивидуального подхода. Это – некий стандарт, который оценивает знания и ответы учеников по определенным критериям, о чем вы можете прочитать в этой статье «Что такое оценка?».
И эти критерии одинаковы для всех!
Согласно ст. 15 Закона «Об образовании» школа (а не учитель!) самостоятельно решает, как оценивать знания, по какой системе (5-, 10-балльной и пр.), школа же и определяет критерии выставления оценок. Регламентироваться данный момент должен в уставе школы.
Но...
Согласно ст. 55 Закона «Об образовании» учитель имеет право выбрать методы оценки знаний учеников.
Что это значит?
Учитель имеет право решить самостоятельно, как оценивать: вызвав к доске, дав самостоятельную работу, индивидуальное задание, задав реферат и прочие виды работ.
Но оцениваются все эти работы по критериям школы, как мы писали выше. Возможно, еще с учетов требований образовательной программы по учебному курсу.
Все остальное – завышения или занижения оценок – отклонения от нормы.
Ученик, недовольный оценкой, может ее обжаловать – подать жалобу директору со ссылкой на ст. 32 Закона «Об образовании», где говориться о том, что за текущий контроль успеваемости отвечает школа. Скорее всего, директор школы разрешить пересдать другому учителю или комиссии.
Статьи по теме: